front3.jpg (8125 bytes)


МИТРОФАН ДАНИЛОВИЧ МУРАВСКИЙ

(1837—1879)


Один из старейших деятелей народнического движения (его прозвища: «Дед», «Отец Митрофан»). Студентом Харьковского университета он в 1856—1858 гг. организовал революционный кружок. Был выслан в Оренбургскую губернию. В 1862 г. за «подготовление возбуждения к бунту» был приговорен к восьми годам каторжных работ. В 1873—1874 гг. вел активную пропаганду среди оренбургской молодежи. Вскоре был арестован. Судился по «процессу 193-х» и был приговорен к десяти годам каторжных работ.


Из сборника «Из-за решетки»
Из 1874 года (1874)
Не от мира сего <1877>
Кто? <1877>


ИЗ 1874 года

Паспорт, котомка,
Дюжина с лишним «изданий»...
Крепкие ноги...
Множество планов, мечтаний.

Нивы, покосы,
Светлые виды, приволье...
Тракты глухие...
В хатах мужичьих бездолье.

Но в хате каждой
«Страннику» хлеб-соль готова...
С жадностью люди
Слушают равенства слово.

В селах жандармы,
Штрафы, оброки, поборы...
«Быть, братцы, бунту!» —
Слышно кой-где в разговоре.

Добрая почва:
Семя тут ладно упало...
Ну-ка, что дальше?
Пашни еще ведь не мало.

1874

«Из-за решетки». Женева, 1877, подпись: М. М.


НЕ ОТ МИРА СЕГО

Расскажи, научи
Ты, святой человек:
Мне к кому обратить
Слово правды, любви?
«Ты не тех вразумляй,
Коих злоба гнетет,
Речь свою говори
Тем, кто сами гнетут!»
Я пошел к богачам,
Кои давят нужду;
Услыхавши мою
Речь о правде, любви, —
Усмехнулись они
И зорчее свои
Сундуки принялись
Караулить-стеречь...
Я пошел к судиям,
Кои жмут бедноту;
Услыхавши мою
Речь о правде, любви, —
Усмехнулись они
И хитрее свое
Стали дело вести.
Я пошел и к царю,
Что гнетет свой народ;
Услыхавши мою
Речь о правде, любви, —
Он фискалам своим
Расторопней велел
За народом глядеть...
К морю я подошел,
Вижу — тонет рыбак.
Я «насильно» не стал
Человека спасать...
Нет, я словом любви
Волны стал укорять...
Но святые слова
Не спасли бедняка.
Эх, святой человек!
(Догадался тут я)
Не от мира сего,
Видно, мудрость твоя,
Так в мирские дела
Не совался б ты зря!..

<1877>


КТО?
Из классического поэта Пиндара

Кто всем дознаньем заправляет?
Кто веру и царя спасает
И множество иных основ?
Жандармский генерал Жидков.

Кто наловил пропагандистов,
Искоренил социалистов,
Пресек распущенность умов?
Жандармский генерал Жидков.

Кто задает вопросы тонко,
С глубокомыслием теленка,
И козни все раскрыл врагов?
Жандармский генерал Жидков.

Кто всех поставил в затрудненье,
Спросив в внезапном вдохновенье:
«Фуражки этой смысл каков?»?
Жандармский генерал Жидков.

Кто арестантов размещает,
Пути к сношеньям преграждает,
Напрягши силы все мозгов?
Жандармский генерал Жидков.

Кто за преступные сношенья
Лишил их чаю, супу, чтенья
И даровал все это вновь?
Жандармский генерал Жидков.

Кто, в свете дня и кислороде
Вред усмотрев людской природе,
Спас от него их, дураков?
Жандармский генерал Жидков.

Кто только сущность уважает,
А формализм так презирает,
Что плюнуть на закон готов?
Жандармский генерал Жидков.

Но нам всех дел не перечесть,
Жидкову делающих честь.
Так крикнем же без лишних слов:
Ура, Жидков!

<1877>

«Из-за решетки». Женева, 1877, подпись: М. М.


ПРИМЕЧАНИЯ

Из 1874 года. Об этом и о следующем ст-нии «Не от мира сего» Тургенев выразился, что они «не без оригинального оборота» (Полн. собр. соч. и писем. М., 1966. Т. 12. Кн. 1. С. 245).

Не от мира сего. Ш. М. Левин предполагает, что ст-ние навеяно популярным в 1874-м и следующих годах учением отчасти связанного с революционными кругами А. К. Маликова (1839—1904). Его теория «богочеловеков» привлекла к себе изверившихся и разочарованных в революционном пути, колеблющихся интеллигентов. Маликов учил, что в душе каждого человека живет бог. Все люди братья — они должны любить друг друга и быть готовыми пожертвовать собою. Обновление жизни возможно лишь в духе равенства и братства, путем убеждения, но не насильственными методами; нетрудно видеть, что эта теория в какой-то мере явилась предшественницей учения о непротивлении злу насилием Л. Н. Толстого. Маликову удалось на некоторое время увлечь своим учением даже таких революционеров, как Н. В. Чайковский.

Кто? Пиндар (522 — ок. 442 до н. э.) — древнегреческий поэт. Жидков (точнее: Житков, ум. 1882) — генерал-майор, прославился жестокими методами проведения следствия по политическим делам. К 1-й строфе в тексте «Из-за решетки» следующее примеч., по-видимому ред.: «Для недостаточно знакомых с историей русских полководцев и государственных людей необходимо объяснить, что генерал Житков производил дознание в 1874 г.». Ко 2-й строфе: «Точную цифру всех изловленных генер<алом> Житковым определить невозможно. Надо, однако, думать, что их было не менее 30-ти человек, из коих значительная часть, просидев, сколько было потребно для блага отечества и для того, чтобы генер<ал> Житков вспомнил о них, были отпущены. О полноте искоренения социализма можно судить по тому факту, что в числе арестованных был один (а может быть, и не один) мальчик 11-ти лет!» К 4-й строфе: «У одного из обвиняемых по казанской манифестации, Евгения Овчинникова, при обыске „нашли" между прочим белую фуражку без козырька. Фуражка эта долго мучила генер<ала> Житкова своей подозрительностью. Наконец он не вытерпел и однажды поставил допросный пункт: „Что означает эта фуражка?" ». К 6-й строфе: «Раз при тюремном обыске нашли у одного из обвиняемых, Леонида Щиголева, записку. Вследствие этого всем запретили продовольствоваться собственной пищей, пить чай, иметь книги. Через четыре месяца снова дозволили». К 7-й строфе: «По Распоряжению генер<ала> Житкова окна каморок, где сидели политические арестанты, были забиты снаружи досками, так что свет проходил через сравнительно небольшие щели. В этом положении арестованные провели около года. На второй же год мало-помалу сами оторвали почти все доски». К 8-й строфе: «Генерал Житков справедливо считал составление требуемого законом мотивированного постановления о содержании под стражей — ретроградною формальностью. Поэтому о большинстве подсудимых и выпущенных лиц совершенно не упоминается в делопроизводстве, что они были арестованы. О других постановления были составлены лишь по привозе их в Петербург». Популярное в свое время ст-ние:

Кто всей Россией управляет?
Министров ставит и сменяет?
Кто нас берег от разных ков? —
Михал Никифорыч Катков...

и следующие 5 строф («Голос минувшего». 1916, № 11) являются очевидным «перепевом» ст-ния Муравского.


Оглавление| | Персоналии | Документы | Петербург"НВ" |
"НВ"в литературе| Библиография|




Сайт управляется системой uCoz