Один из старейших деятелей народнического
движения (его прозвища: «Дед», «Отец Митрофан»).
Студентом Харьковского университета он в 1856—1858
гг. организовал революционный кружок. Был выслан
в Оренбургскую губернию. В 1862 г. за
«подготовление возбуждения к бунту» был
приговорен к восьми годам каторжных работ. В
1873—1874 гг. вел активную пропаганду среди
оренбургской молодежи. Вскоре был арестован.
Судился по «процессу 193-х» и был приговорен к
десяти годам каторжных работ.
Из сборника «Из-за
решетки»
Из 1874 года (1874)
Не от мира сего <1877>
Кто? <1877>
ИЗ 1874 года
Паспорт, котомка,
Дюжина с лишним «изданий»...
Крепкие ноги...
Множество планов, мечтаний.
Но в хате каждой
«Страннику» хлеб-соль готова...
С жадностью люди
Слушают равенства слово.
В селах жандармы,
Штрафы, оброки, поборы...
«Быть, братцы, бунту!» —
Слышно кой-где в разговоре.
Добрая почва:
Семя тут ладно упало...
Ну-ка, что дальше?
Пашни еще ведь не мало.
1874
«Из-за решетки». Женева, 1877, подпись: М. М.
НЕ ОТ МИРА СЕГО
Расскажи, научи
Ты, святой человек:
Мне к кому обратить
Слово правды, любви?
«Ты не тех вразумляй,
Коих злоба гнетет,
Речь свою говори
Тем, кто сами гнетут!»
Я пошел к богачам,
Кои давят нужду;
Услыхавши мою
Речь о правде, любви, —
Усмехнулись они
И зорчее свои
Сундуки принялись
Караулить-стеречь...
Я пошел к судиям,
Кои жмут бедноту;
Услыхавши мою
Речь о правде, любви, —
Усмехнулись они
И хитрее свое
Стали дело вести.
Я пошел и к царю,
Что гнетет свой народ;
Услыхавши мою
Речь о правде, любви, —
Он фискалам своим
Расторопней велел
За народом глядеть...
К морю я подошел,
Вижу — тонет рыбак.
Я «насильно» не стал
Человека спасать...
Нет, я словом любви
Волны стал укорять...
Но святые слова
Не спасли бедняка.
Эх, святой человек!
(Догадался тут я)
Не от мира сего,
Видно, мудрость твоя,
Так в мирские дела
Не совался б ты зря!..
<1877>
КТО? Из классического поэта Пиндара
Кто всем дознаньем заправляет?
Кто веру и царя спасает
И множество иных основ?
Жандармский генерал Жидков.
Кто наловил пропагандистов,
Искоренил социалистов,
Пресек распущенность умов?
Жандармский генерал Жидков.
Кто задает вопросы тонко,
С глубокомыслием теленка,
И козни все раскрыл врагов?
Жандармский генерал Жидков.
Кто всех поставил в затрудненье,
Спросив в внезапном вдохновенье:
«Фуражки этой смысл каков?»?
Жандармский генерал Жидков.
Кто арестантов размещает,
Пути к сношеньям преграждает,
Напрягши силы все мозгов?
Жандармский генерал Жидков.
Кто за преступные сношенья
Лишил их чаю, супу, чтенья
И даровал все это вновь?
Жандармский генерал Жидков.
Кто, в свете дня и кислороде
Вред усмотрев людской природе,
Спас от него их, дураков?
Жандармский генерал Жидков.
Кто только сущность уважает,
А формализм так презирает,
Что плюнуть на закон готов?
Жандармский генерал Жидков.
Но нам всех дел не перечесть,
Жидкову делающих честь.
Так крикнем же без лишних слов:
Ура, Жидков!
<1877>
«Из-за решетки». Женева, 1877, подпись: М. М.
ПРИМЕЧАНИЯ
Из 1874 года. Об этом и о следующем ст-нии
«Не от мира сего» Тургенев выразился, что они «не
без оригинального оборота» (Полн. собр. соч. и
писем. М., 1966. Т. 12. Кн. 1. С. 245).
Не от мира сего. Ш. М. Левин предполагает,
что ст-ние навеяно популярным в 1874-м и следующих
годах учением отчасти связанного с
революционными кругами А. К. Маликова (1839—1904). Его
теория «богочеловеков» привлекла к себе
изверившихся и разочарованных в революционном
пути, колеблющихся интеллигентов. Маликов учил,
что в душе каждого человека живет бог. Все люди
братья — они должны любить друг друга и быть
готовыми пожертвовать собою. Обновление жизни
возможно лишь в духе равенства и братства, путем
убеждения, но не насильственными методами;
нетрудно видеть, что эта теория в какой-то мере
явилась предшественницей учения о непротивлении
злу насилием Л. Н. Толстого. Маликову удалось на
некоторое время увлечь своим учением даже таких
революционеров, как Н. В. Чайковский.
Кто? Пиндар (522 — ок. 442 до н. э.) —
древнегреческий поэт. Жидков (точнее:
Житков, ум. 1882) — генерал-майор, прославился
жестокими методами проведения следствия по
политическим делам. К 1-й строфе в тексте «Из-за
решетки» следующее примеч., по-видимому ред.: «Для
недостаточно знакомых с историей русских
полководцев и государственных людей необходимо
объяснить, что генерал Житков производил
дознание в 1874 г.». Ко 2-й строфе: «Точную цифру всех
изловленных генер<алом> Житковым определить
невозможно. Надо, однако, думать, что их было не
менее 30-ти человек, из коих значительная часть,
просидев, сколько было потребно для блага
отечества и для того, чтобы генер<ал> Житков
вспомнил о них, были отпущены. О полноте
искоренения социализма можно судить по тому
факту, что в числе арестованных был один (а может
быть, и не один) мальчик 11-ти лет!» К 4-й строфе: «У
одного из обвиняемых по казанской манифестации,
Евгения Овчинникова, при обыске „нашли" между
прочим белую фуражку без козырька. Фуражка эта
долго мучила генер<ала> Житкова своей
подозрительностью. Наконец он не вытерпел и
однажды поставил допросный пункт: „Что означает
эта фуражка?" ». К 6-й строфе: «Раз при тюремном
обыске нашли у одного из обвиняемых, Леонида
Щиголева, записку. Вследствие этого всем запретили
продовольствоваться собственной пищей, пить чай,
иметь книги. Через четыре месяца снова
дозволили». К 7-й строфе: «По Распоряжению
генер<ала> Житкова окна каморок, где сидели
политические арестанты, были забиты снаружи
досками, так что свет проходил через
сравнительно небольшие щели. В этом положении
арестованные провели около года. На второй же год
мало-помалу сами оторвали почти все доски». К 8-й
строфе: «Генерал Житков справедливо считал
составление требуемого законом мотивированного
постановления о содержании под стражей —
ретроградною формальностью. Поэтому о
большинстве подсудимых и выпущенных лиц
совершенно не упоминается в делопроизводстве,
что они были арестованы. О других постановления
были составлены лишь по привозе их в Петербург».
Популярное в свое время ст-ние:
Кто всей Россией управляет?
Министров ставит и сменяет?
Кто нас берег от разных ков? —
Михал Никифорыч Катков...
и следующие 5 строф («Голос минувшего». 1916, № 11)
являются очевидным «перепевом» ст-ния
Муравского.